С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Специальная оценка включает в себя идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на организм работника.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Периодичность проведения специальной оценки аналогична периодичности аттестации рабочих мест — по общему правилу не реже одного раза в пять лет .
Результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2018 г.
Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в целях:
• разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
• информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
• обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
• контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
• подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
• установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
• расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
• подготовки статистической отчетности об условиях труда;
• оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
• рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
• определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
• принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
• обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Кроме того, ст. 9 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» вводится административная ответственность за нарушение требования о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение предусмотрены следующие меры ответственности:
• для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
• для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
• для организаций — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.
Главный специалист по труду
администрации Краснозоренского района А.Б. Сергеева