В настоящее время имидж территории является одним из основных нематериальных активов региона, определяющих его социально-экономическое благополучие. Необходимость популяризации и продвижения региональных брендов как важнейшего инструмента социально-экономического развития субъектов Российской Федерации обозначена в ходе проведения заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), состоявшегося 19 декабря 2017 года под председательством Валентины Ивановны Матвиенко. В ходе заседания сенаторам поручено содействовать регистрации в качестве наименования места происхождения товара (далее – НМПТ) не менее двух обозначений в отношении традиционных товаров для каждого региона. Следует отметить, что Совет Федерации уделяет постоянное внимание вопросам развития региональных брендов.
По результатам работы, проведенной по итогам заседания, принят Федеральный закон от 26 июля 2019 года №230 – ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 231 Федерального Закон « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 230 – ФЗ), которым вводится новый объект интеллектуальных прав – географическое указание, а также уточняется режим правовой охраны НМПТ.
Для удобства заявителей, сокращения их затрат на регистрацию географических указаний и наименований мест происхождения товаров, а также товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности Роспатентом обеспечена возможность подачи заявок в Роспатент в электронной форме. В этом случае размер пошлин уменьшается на 30 процентов, сокращаются сроки рассмотрения заявок.
Вся необходимая информация, касающаяся подачи заявок на географические указания и НМПТ, в том числе в электронной форме, а также получения заключений уполномоченных органов, размещена на официальном сайте Роспатента в разделе «Региональные бренды России» http://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands и на официальном сайте Федерального института промышленной собственности https://www.fips.ru/
В дополнение к вышеизложенному прилагается информационная справка о региональных брендах и сущности введенных Законом №230 – ФЗ изменений.
СПРАВКА
Каждый субъект Российской Федерации обладает культурными особенностями и географическими отличиями, которые важно использовать для продвижения положительного образа региона. В частности, способом воплощения таких особенностей являются региональные бренды, которые позволяют повышать конкурентоспособность и репутацию региона, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Наиболее эффективным механизмом с точки зрения продвижения и защиты региональных брендов является регистрация географических указаний и НМПТ в отношении традиционных товаров местной продукции.
Географическое указание и НМПТ представляют собой средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать товары, происходящие из определенной географической местности, но в их регулировании присутствует ряд значительных отличий, заключающихся в нижеследующем.
1) НМПТ – это словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, или включающее такое наименование или производное от него.
Географическое указание – это любое обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта.
2) Особые свойства товара, в отношении которого может быть зарегистрировано НМПТ, исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами.
Для государственной регистрации и получения исключительного права на географическое указание отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств. Достаточно, чтобы товар обладал качеством, репутацией или иными характеристиками, создающими у потребителя ассоциации с территорией происхождения товара.
3) НМПТ – это обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении конкретно товара.
4) Все стадии производства товара, маркируемого НМПТ, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории географического объекта.
Для получения правовой охраны географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.
5) Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям пункта 1 статьи 1516 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – заключение).
По действующему законодательству НМПТ может быть зарегистрировано только для товаров, в отношении которых определены орган, уполномоченные на выдачу заключений. С информацией о федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения в отношении отдельных категорий товаров, можно ознакомиться на сайте Роспатента в разделе «Региональные бренды России» https://rupto/ru/ru/sourses/regional-brands/
Со вступлением в силу Закона №23- - ФЗ правовая охрана НМПТ сможет распространяться и на другие категории товаров, например, изделия из мрамора, оружие, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Для этого высшим органом власти субъекта РФ должны быть определены органы исполнительной власти субъекта или организации, уполномоченные на выдачу заключений для регистрации НМПТ и осуществление контроля за сохранением особых свойств.
Следует отметить, что в результате регистрации НМПТ и географического указания право использования соответствующего обозначения закрепляется исключительно за производителями региона, чья продукция обладает обусловленными географическим происхождением особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.
Наличие в регионе НМПТ и географических указаний позволяет установить устойчивую ассоциативную связь между уникальными товарами и территорией региона, что создает благоприятные условия для привлечения инвестиций, которые, в свою очередь, могут быть направлены на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, организацию новых рабочих мест, сохранение сельских поселений (мест традиционного бытования народных художественных промыслов), развитие туризма на их территориях.
В Орловской области производится множество самобытных товаров, которые, благодаря своему географическому происхождению, отличаются от аналогичной продукции других регионов. Так, специалистами Роспатента выявлены обозначения, которые фактически являются региональными брендами Орловской области, но до сих пор не имеют правовой охраны. Среди таких обозначений – Ливенская гармонь, Мценское кружево, Орловский спис, Чернышинские игрушки, Плешковские игрушки, Орловский хлеб, Орловское пиво.