Защита прокурором интересов государства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

    Защита прокурором интересов государства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

    Система государственных и муниципальных закупок зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимательством. Рынок государственных и муниципальных закупок постоянно развивается, и, несмотря на кризисные явления в экономике, объем бюджетных средств на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд продолжает оставаться значительным. В условиях финансовой нестабильности выиграть конкурс на заключение государственного контракта, гарантирующего объемы работ и оплату за их выполнение, представляется крайне выгодным для представителей бизнеса, в связи с чем возникают соблазны любым путем, далеко не всегда законным, стать исполнителем контрактных обязательств.

    Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее – Закон №44-ФЗ), а также Федерального закона от 18.07.2011№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).Целями законодательного регулирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц являются повышение эффективности, результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности их осуществления, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

    Прокуратурой проверяется законность правовых актов, регламентирующих закупки, а также исполнение этого законодательства всеми участниками закупочных отношений, правомерное направление и использование бюджетных средств на эти цели.

    Анализ правоприменительной и судебной практики показал, что серьезные коррупционные риски содержат следующие виды нарушений законодательства о контрактной системе и о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:

    наличие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (п.9 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ, ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»);- уклонение заказчиков от проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений; осуществление закупок без обоснования их необходимости (ст.18 Закона №44-ФЗ, п.3 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ), в том числе не предусмотренных соответствующими планами, либо на заведомо невыгодных для заказчика условиях; несоблюдение заказчиком требований об обоснованности закупки(ст.18 Закона №44-ФЗ, п.3 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ), нарушение запрета на закупки товаров, работ, услуг, содержащих избыточные потребительские свойства, и предметов роскоши (ч.2 ст.19 Закона №44-ФЗ);- оплата товаров, работ, услуг, фактически не поставленных (не выполненных, не оказанных), либо поставленных (выполненных, оказанных) в ненадлежащем объеме, ненадлежащего качества; совершение должностными лицами со стороны заказчика действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки(ч.5 ст.24 Закона №44-ФЗ, п.4 ч.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ), в том числе сопряженное с нарушением запрета на проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки (ч.1ст.46 Закона №44-ФЗ).

    Органами прокуратуры области при осуществлении надзора в указанной сфере в каждом конкретном случае решается вопрос об обращении в арбитражный суд с иском (заявлением) об оспаривании торгов. В доход государства возвращаются денежные средства, необоснованно потраченные в ходе закупок.

    В этом разделе:


    Навигация